Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня образование направлено на развитие многосторонне развитой личности школьника, способного не только к интеллектуальному, но и творческому труду. Большое значение в данном вопросе отводится самостоятельности.
Современные школьники часто не способны к самостоятельному решению учебных проблем, часто это можно наблюдать в отсутствии выполненного домашнего задания, нежелания выполнять поставленные учебные задачи. Все это свидетельствует о несформированности учебной самостоятельности, которая позволяет ребенку инициативно, по личному требованию, выполнять учебную работу, развиваться и совершенствоваться
Поэтому необходима дополнительная работа по организацию самостоятельной работы обучающихся при изучении различных тем.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке одно из важных аспектов педагогики. Каждый учитель, всей душой отдающийся своему делу, обучая и воспитывая детей, подростков, юношей, видит их не только такими, какие они есть, но и такими, какими они будут.
Самостоятельная работа на уроке способствует формированию умений и навыков, развитию самостоятельности и инициативы в познавательной и практической деятельности. Основные качества личности развиваются именно в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому при внимании учителя к организации самостоятельной работы учащихся возможно достигнуть действительно сознательного и прочного усвоения ими знаний.
Для цели выработать умений и навыки у учащихся, используют определенные упражнения, где они могут проявить активность, инициативность, творчество и самостоятельное мышление. Активность в учении означает сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками, включая пользование ими в дальнейшей учебной работе и в практической деятельности. Активность учащихся необходима во всех звеньях процесса учебной работы. Универсальные учебные действия: совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Выделяют несколько типов Универсальных учебных действий:
1. Личностные (Умения осознавать себя в учебном процессе, видеть себя личностью, понимать значимость обучения. Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают связь учения с жизнью. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, выработать жизненную позицию в отношении других людей, самого себя, мира и своего будущего);
2. Регулятивные (Включают саморегуляцию; умения управлять собой, своим эмоциональным, психофизическим состоянием. Обеспечивают возможность управления познавательной учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий. Оценка успешного обучения).
3. Познавательные (Умения получать, добывать, обрабатывать и применять в жизни необходимую информацию, структурировать, моделировать, логически действовать в решении различных задач);
4. Коммуникативные (Умения вести диалог, общаться. Возможность сотрудничества, умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять запланированную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками, умение и готовность вести диалог).
Степень разработанности проблемы исследования. Важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы формирования самостоятельности младших школьников считаются труды педагогов и учёных различных исторических эпох, таких как Я. Ушинский, С. Шацкий, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Давыдов, Л. Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования самостоятельности.
На уроках русского языка предполагается большое количество разнообразных видов самостоятельных работа, каждый из которых является важной частью учебного процесса.
Одной из тем для самостоятельного изучения школьники является тема «Причастия и деепричастия».
Актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной - необходимостью развития учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка;
- педагогической – необходимостью включения выбора методов, форм и средств организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении темы «Причастия и деепричастия».
- методической – необходимостью разработки комплекса упражнения для самостоятельного изучения темы «Причастия и деепричастия».
Объект исследования – самостоятельная работа как форма организации деятельности учащихся на уроке.
Предмет исследования – самостоятельная работа учащихся на уроке русского языка при изучении причастий и деепричастий.
Цель исследования – описать особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроке русского языка при изучении причастий и деепричастий.
Задачи:
1) описать виды и типологию организации самостоятельной работы на уроке;
2) выявить особенности организации самостоятельной работы обучающихся на уроках русского языка;
3) разработать задания для самостоятельного теоретического изучения темы «Причастие и деепричастие».
Методы исследования:
1) Теоретический метод: анализ и обобщение данных научно-теоретической, педагогической, психолого-педагогической литературы.
2) Эмпирический метод: целенаправленное наблюдение за организацией работы на уроке, психолого-педагогический эксперимент с целью изучения уровня самостоятельности при изучении темы
3) Описательный метод.
Глава 1. Научно-методическая основа самостоятельной работы учащихся на уроке
1.1 Дидактические основы самостоятельной работы
Анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А. Зимней, указывает на неоднозначность понятия самостоятельности.
Самостоятельная работа – это та, которая осуществляется без непосредственного участия учителя, но под его руководством, когда это специально предусмотрено, ученики сознательно стараются достичь цели, используя свои усилия для выражения результатов умственной или физической (или и той, и другой) деятельности в той или иной форме [9].
Самостоятельная работа по И.А. Зимней проявляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом и зафиксированная в общей сумме выполняемых действий, рабочего процесса и результатов. Его реализация требует достаточного самосознания, рефлексии, поведения и личной ответственности, доставляя обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [4].
Самостоятельная работа не является формой организации учебных занятий и не является методом обучения. Правомерно рассматривать ее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, как средство логико-психологической организации [1].
Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста было и остается приоритетной задачей педагогики.
Самостоятельность – это волевое качество, которому следует уделять как можно больше времени в развитии личности человека. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что единого подхода к пониманию сущности такого качества, как самостоятельность, не существует. В общепринятом понимании самостоятельность – это самостоятельность человека, способность и желание выполнять задачу или деятельность без помощи других [3].
Самостоятельность – это независимость, свобода от постороннего влияния, принуждения, посторонней помощи, поддержки. Самостоятельность – это независимые действия, суждения, инициатива и решительность. Такие пояснения дает педагогический словарь.
Самостоятельность в педагогике — одно из направлений личного стремления. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать согласно своим взглядам и мотивам. Самостоятельность – это обобщенное качество человека, выражающееся в инициативе, критичности, самоуважении и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [16].
В работах С. Теплюка самостоятельность формируется с раннего возраста: «Начало пути формирования самостоятельных действий и навыков у ребенка приходится на конец первого года жизни, начало второго, так как процесс игры и общения с другими людьми усложняется» [15, c. 48].
По утверждениям В.Д. Ивановой самостоятельность человека не может быть абсолютной, потому что человек связан отношениями в обществе и подчинен его законам, невозможно быть независимым от общества, потому что все связано друг с другом, отношениями и процессами. Таким образом, мы получаем достаточную степень самостоятельности для успешной социализации личности [11].
Э.О. Смирнова так описывает самостоятельность «…умение оказывать какое-либо воздействие без посторонней помощи, но умение ставить новые задачи и цели, находить пути их решения, совершенствовать и развивать» [11, c. 203]
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что самостоятельность проявляется как одно из основных качеств человека, отражающееся в способах постановки целей и решения этих задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е. Л. Белкин. — М.: Дрофа, 2007. - С.23.
2. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1. - С. 124-132.
3. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. — СПб.: Нева. - 2002. - С.114.
4. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии /И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2003. - 264 с.
5. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - Москва : АРКТИ, 2008. - 77 с.
6. Матвеева, Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников / Л.Н. Матвеева // МНКО. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-na-urokah-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2023).
7. Новикова, Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5–9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры: Диссертация... доктора педагогических наук. — М., 2005. — 515 с
8. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С.Панфилова. - Москва, 2003. – 83 с.
9. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении/ П.И. Пидкасистый. - Москва, 1980. -250 с.
10. Пичугина, Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования / Г.А. Панфилова // БГЖ. 2018. №4 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samoobrazovaniya (дата обращения: 17.05.2023).
11. Сергеева, Б. В. Пути формирования навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка / Б. В. Сергеева, А. А. Гуленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77007/ (дата обращения: 16.05.2023).
12. Ускова, И. В. Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе / И. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6649/ (дата обращения: 16.05.2023).
13. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Текст] / Министерство образования и науки РФ. — 3-е изд. — М.: «Просвещение», 2014. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
14. Чернявская, А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения / А.П. Чернявская. — Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008. - С. 28-29.
15. Щетинина, В.В. Формирование познавательной самостоятельности как психолого-педагогическая проблема / В.В. Щетинина// Научное отражение. – Тольятти, 2017. – 47 – 52 с.
16. Щербакова, Е.В. Историческое развитие самостоятельной работы как вида деятельности школьников / Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова // Colloquium-journal. 2019. №6 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-razvitie-samostoyatelnoy-raboty-kak-vida-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 17.05.2023).
17. Эргашева, Ш.К. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / Ш.К. Эргашева // Вестник педагогического университета (Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин). 2020. №4 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-uchaschihsya-i-osobennosti-ee-organizatsii-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 17.05.2023).
18. Ярмонова, А.Н. Формирование познавательной самостоятельности на уроках математики / А.Н. Ярмонова //Актуальные проблемы развития математического образования в школе. – Барнаул, 2017. – 51-53 с.